|
Даосизм
Учение
о Дао, или Пути (вещей), возникшее в Китае в 6-5 в. до н.э. Основателем
даосизма считается древнекитайский философ Лао-цзы (пер.Старый Младенец , 604
г. до н.э). Его основные идеи изложены в труде «Дао-дэ-цзин»( Канон Пути и
благодати). Этот небольшой трактат явился ядром, вокруг которого стало
формироваться учение даосизма. Основой природы, общества и всех вещей в
даосизме является великое Дао – всеобщий закон, который порождает все
посредством Дэ. В мире нет постоянных вещей, всё течёт и изменяется по
собственному пути – пути Дао.
Дао
многозначно, это бесконечное движение. Дао – это своего рода закон жизни,
космоса, универсальное единство мира. Дао господствует повсюду и во всем,
всегда и безгранично. Оно не было создано, но всё происходит от него, чтобы
затем, сделав кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое,
недоступное 5 чувствам, постоянное и неисчерпаемое, не имеющее ни имени ни
формы, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великие Небеса следуют
Дао.
***
Каждый
человек, если он хочет стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться
познать Дао и слиться с ним. Согласно учению Даосизма, человек—микрокосм, он
вечен так же, как и универсум—макрокосм. Смерть физическоготела означает только
то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Первостепенная
задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло соединение его души с
мировым порядком Дао…
В общем
трактат посвящён духовно-нравственному самосовершенствованию как цели. Основное
внимание уделяется таким качествам человеческой личности как: свобода от
страстей, спокойствие, умение холодно мыслить, разборчивость, гармоничность,
доброта, человеколюбие, искренность, умение не допускать гордости,
самоконтроль, отказ от излишеств, недеяние. Так же автор остерегает читателя от
пороков таких как: корысть, жадность, многословие, стремление к знатности и
накоплению излишеств.
Социальный
идеал даосизма – природная простота и естественность, уход от всяческой
суетности, страстей. Говорится, что спокойствие создаёт порядок в мире, а
порядок обеспечивает процветание. Высшая добродетель сравнивается с водой,
обладающей гибкостью, не вступающей ни с кем в противоречие. Обладающей
могуществом человек действует по обстоятельствам не борется с вещами, поэтому
никогда не совершает ошибок. Так лучший воин тот кто побеждает не подняв меча,
ускользает от противника становясь прозрачным, неуловимым.
Центральное
место занимает принцип недеяния (принцип У-Вей). Это не бездействие, это
деятельность согласованная с естественным ходом миропорядка. Прямой путь к
овладению поднебесной лежит через уменьшение желаний. Лишь действуя не по
прихоти а согласно течению мировых законов можно достичь совершенства.
Всякое
действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и
гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни.
Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать
расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний
мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм
мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение
к вечному, возвращение к своим корням.
История Даосизма Чжуан-цзы
Чжуан-цзы (около 369 -286 до н. э.) - один из величайших китайских философов,
второй после Лао-цзы основоположник Даосизма. Автор древнекитайского
классического даосского трактата "Чжуан-цзы" (около 300 до н. э.).
| |