Путь домой  
                   
 центр гармоничного развития человека
Четверг, 19.09.2024, 05:47
Меню сайта

Календарь
«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Поиск

Наши друзья
Всё о развитии человека и самопознании

Чжуан-цзы


Чжуан-цзы (около 369 -286 до н. э.) - один из величайших китайских философов, второй после Лао-цзы основоположник Даосизма. Автор древнекитайского классического даосского трактата "Чжуан-цзы" (около 300 до н. э.).
Сведения о его жизни в основном изложены Сыма Цянем (2–1 вв. до н.э.) в Ши цзи («Исторические записки»). Чжуан-цзы родился ок. 369 до н.э. в знатной, но утратившей высокий социальный статус семье во владении Мэн, входившем в состав «срединного», т.е. противопоставлявшегося «варварской» периферии, государства Сун, в котором проживали потомки правителей свергнутой протокитайской династии Шан-Инь (16–11 вв. до н.э.) и сохранилась атмосфера почтения к древним обычаям. Однако основную часть жизни Чжуан-цзы провел в расположенном на юге «варварском» государстве Чу, откуда происходил Лао-цзы и где была сильна еще более древняя традиция. В молодости Чжуан-цзы был смотрителем плантаций лаковых деревьев, а на склоне лет, не желая более отягощать себя государевой службой, ушёл в отставку и стал вести жизнь свободного философа. Даже среди учёнейших мужей своего времени он выделялся, со слов Сыма Цяня, великой широтой познаний.
Вот, собственно, и все, что известно о Чжуан-цзы. К этому можно добавить, что древние летописи действительно упоминают о существовании в царстве Сун знатного рода Чжуан, который еще на рубеже VII-VI веков до н. э. был разгромлен, после того как его вожди приняли участие в неудачной попытке дворцового переворота, и с тех пор навсегда сошел с политической сцены.
Все прочие известия о даосском философе (в том числе и приводимые Сыма Цянем) относятся уже к его литературному образу, каким он складывается из текста трактата, приписываемого ему. Чжуан-цзы неизменно предстает простым, скромным, лишенным тщеславия человеком. Он живет в бедности и даже "плетет сандалии", но не чувствует себя стесненным.
Ключ к загадке даосского мудреца следует искать в тексте книги, носящей его имя. Эта книга прошла долгий путь становления. В каталоге императорского книгохранилища, составленном на рубеже нашей эры, упоминается трактат "Чжуан-цзы", состоящий из 52 глав, тогда как в нынешней архитектонике, восходящей к Го Сяну (252–312), их насчитывается 33.
Трактат делится на три части: «внутренние» (нэй) – первые семь глав, «внешние» (вай) – от 8-й до 22-й главы включительно и «смешанные» (цза) – последние одиннадцать глав. В терминологии Чжуан-цзы «внутреннее» соответствует «небу» (тянь), а «внешнее» – «человеку» (жэнь), выражая также оппозицию «естественное – искусственное» (гл. 17).

Скачать "Чжуан-цзы"

Высказывания Чжуан-цзы:

Рождение – не начало; смерть – не конец.

Когда ищут выгоды, забывают об искренности.

Не следует искать выгоды в вещах и ценностях.

Наши чувственные восприятия чрезвычайно изменчивы.

Языковые значения неустойчивы и зависят от контекста.

Наше восприятие окружающего зависит от наших представлений.

Природу человека нельзя переделать, судьбу нельзя изменить.

Высшее человеколюбие не принимает во внимание родственных связей.

Мудрец закрытым держит рот, он знает, что и свеча от языка сгорает.

Где бы найти мне забывшего про слова человека, чтобы с ним поговорить!

То, что сделало прекрасной мою жизнь, сделает прекрасной и мою смерть.

Того, кто сумел встать на этот путь, можно назвать идеальной личностью.

Смерть - естественная часть жизни, одно из множества превращений живого.

Того, кто крадет крючок с пояса, казнят, а тот, кто крадет царство, становится правителем.

Философские споры в целом бесплодны в смысле выявления истины, хотя иногда полезны в творческом отношении.

Наказание - это плоть власти, обряды - ее крылья, знание - ее опора, добродетель - средство привлечь к себе людей.

Следует осторожно относиться к разного рода догматическим утверждениям или оценкам, основанным на нашем ограниченном опыте, - они ведут к ошибкам и искажениям.

Опытное восприятие будет объективным только в том случае, когда мы освободимся от навязанных нам условностей и парадигм; тогда мы сможем воспринимать окружающее ясно и правильно (мин) и окажемся в состоянии действовать спонтанно и легко (увэй).


Copyright MyCorp © 2024