История Даосизма
Формирование даосизма
Основателем даосизма считается
древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство
одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром,
вокруг которого стало формироваться учение даосизма.
Так же источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства
Чу, учение о бессмертии и религиозные практики, развившиеся в царстве Ци и
философская традиция северного Китая.
Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств
(Чжаньго) в V век до н. э, практически одновременно с учением Конфуция.
Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора
Хуанди.
Другим знаменитым текстом раннего даосизма является Чжуан-цзы, автором которого
является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в
честь которого и названо его произведение.
Первые даосские школы
Даосизм как религиозная организация
появился позже. Предпосылкой возникновения даосизма явилось Восстание Жёлтых
повязок, а оформление даосизма произошло во время поздней династии Хань, во
второй половине II века н. э. Чжан Даолин основал школу Небесных Наставников и
стал её первым патриархом. Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в
управление территорию в горах провинции Сычуань, которая стала первым даосским
теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао
Цао в 215 и прекратило своё существование.
Позднее образовывались другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма
сыграли школы Маошань (позже Шанцин) и Линбао.
В литературе (включая китайскую) нередко обсуждается возможность заимствований
положений даосизма из индийской философии, или наоборот, перенесения даосизма в
Индию и основание там буддизма. Указывается также сходство с китайской
философией индийской концепции безликого Абсолюта, эманация которого сотворила
видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира)
было целью брахманов. Однако детальное исследование вопроса отвергает гипотезу
прямого заимствования.
Формирование канона
К V веку н. э. складывается даосский
канон Дао цзан (Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по
образцу Буддийского Канона. Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда
к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В своем современном
виде Дао цзан представляет собрание 1488 сочинений.
Развитие даосизма
Даосизм почти никогда не был
официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс,
одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или
всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей.
Даосизм в настоящее время
Даосизм прошёл долгий путь эволюции и в XX век вошёл как традиционная
китайская религия. После прихода в Китае к власти коммунистов в 1949 году
даосизм подвергся значительному гонению. После реформ Дэн Сяопина в 1978 году
положение стало улучшаться. За последние годы открылось большое количество
даосских храмов и монастырей. В некоторой степени возрождение даосизма обязано
росту популярности техники ци гун. Даосизм в современном виде представляет
собой религию, с пышным внешним слоем (обряды, ритуалы, храмы) и изящным
внутренним, эзотерическим, включающим в себя техники для совершенствования
тела, ума и духа.
|