Путь домой  
                   
 центр гармоничного развития человека
Четверг, 19.09.2024, 05:50
Меню сайта

Календарь
«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Поиск

Наши друзья
Всё о развитии человека и самопознании

ШИВА


        Шива (санскр. "благосклонный", "милостивый", "благой") - в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидательное разрушение); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с всеобъемлющим Вишну и творцом-создателем Брахмой. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Является одной из древнейших божественных сущностей человечества; сохранились упоминания о нём в доарийской мифологии. Традиция поклонения Шиве называется шайвизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадева. Является основателем Йоги.

       Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на голове, руках и ногах (как браслеты). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу изображается третий глаз, и трипундра из священного пепла.

        В шиваизме Шива является верховным богом, творцом, поддержателем и разрушителем, защитником праведности, победителем демонов, подателем всех благ и управителем всего сущего, которому подчиняются все остальные боги.

         В других направлениях индуизма на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла - махаюги, с целью создания пространства для нового творения.

Шива считается создателем сакрального звука "ом" и санскрита, языка культа.

   Имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа).

 Его свита - духи и демоны; бескорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение.


                 



  Шива принимает на свою голову мощный удар священной Ганги, спускающейся из духовного мира.


  Семья Шивы - жена Парвати, сыновья - бог мудрости Ганеша и бог войны Сканда.

   В представлении индусов все классические искусства неразрывно связаны с божественностью. Они верят, что Шива есть источник танца -Натараджа. Он танцует и разрушает Вселенную, когда приходит положенное время. Но Шива также и великий аскет. На горе Кайлас в Гималаях он сидит погруженный в медитацию. Существует даже легенда, согласно которой Парвати пришлось последовать примеру Шивы и стать отшельницей, для того, чтобы он обратил на нее внимание и женился.

    В аспекте Натараджи Шиву обычно изображают четырехруким. В верхней левой руке он держит Дамару - маленький барабанчик, который использует танцуя Тандаву. От Дамару исходят вибрации жизненной силы, которая закладывает первый шаг в Эволюции Вселенной, кроме того с барабанчиком отождествляется рождение первозданного звука "ОМ". Другая левая рука, опущенная по направлению к пальцам поднятой ноги, олицетворяет освобождение и избавление.

Верхняя правая рука держит либо блюдо с огнем, либо трезубец - символы очищения и разрушения, а нижняя, с вытянутыми пальцами и омкарой на ладони, символизирует защиту.

Стопа правой ноги, попирающая карлика, разрушает путы, которые охватывают душу и уводят ее в мир невежества и иллюзии, а поднятая левая нога является символом освобождения от Самсары (т.е. цепи перерождений).


        Существует изображение Шивы с распущенными летящими волосами, украшенными звездами - это образец Ритма в космосе. Два глаза Шивы суть Солнце и Луна, а "третий" глаз - символ его высшей мудрости и проницательности. Все три глаза вместе олицетворяют Прошлое, Настоящее и Будущее.

    





Иногда Шиву изображают в виде Ардханаришвара, когда одна половина его фигуры имеет мужской облик, а другая - женский. Это символ единения бога со своей шакти (внутренней энергией).

Река Ганга, струящаяся с его головы, подтверждает его бессмертность, и, наконец, танец Шивы на поверженном карлике символизирует полную победу над злом во всем мире.






Вообще танец Шивы известен как Тандава и занимает одно из основных мест в индийской мифологии. Верят, что Шива исполнил 108 видов Тандавы, хотя в литературе детально описаны лишь 64.

Основные семь типов Тандавы называются соответственно: Калика, Гаури, Сандхья, Самхара, Трипура, Урдхава и Ананда.

Самый знаменательный танец Ананда-Тандаву Шива исполнил в местечке Тиллаи (совр. Читамбарам, в 150 милях от Мадраса).

История этого такова. Шива узнал, что в лесу возле Тиллаи обосновались несколько тысяч еретиков. Решив расправиться с ними, он отправился туда в сопровождении Вишну, который принял облик прекрасной женщины (для отвода глаз). Но риши (мудрецы), почуяв опасность, немедленно приготовились к защите. Они зажгли жертвенные костры и стали читать магические заклинания, результатом которых явились тигр, змей и карлик.

Шива нейтрализовал тигра и змея, надев их как украшения, а на карлике стал танцевать. Еретики осознали тщетность своих усилий, и, когда Шива открыл свой третий глаз, они все как один распростерлись перед ним. Среди тех, кто видел танцующего Шиву, был Ади Шеша - тысячеголовый змей, на котором возлежит Вишну. Он был настолько зачарован увиденным, что обратился к Шиве с мольбой дать ему возможность полюбоваться танцем вновь. На что Шива велел ему оставаться в Тиллаи до следующего его приезда. Трансформировав себя в получеловека-полузмея, Ади Шеша оставался в Тиллаи много тысяч лет и был известен там под именем Патанджали.

Второй визит Шивы в Тиллаи произошел при таких обстоятельствах.

В то время в городе находились два святых места: одно было местом поклонения Шиве, а второе - Кали. Когда Шива решил отправиться в Тиллаи, чтобы обрадовать своих преданных, Кали воспротивилась и отказалась его пропустить. Шива оказался в затруднительном положении. Чтобы разрешить эту проблему он предложил Кали соревнование в танце, по правилам которого побежденный должен будет навсегда покинуть святое место и город.

В присутствии многих своих последователей и полубогов Шива исполнил множество танцев, но Кали была очень точна в имитации и не уступала ему. Противостояние продолжалось долго. Шива чувствовал себя все более и более раздраженным. В настойчивости одержать победу он пошел на хитрость: подняв правую ногу до уровня головы, стал танцевать в этой позе. Возможно, Кали смогла бы ответить сопернику достойным образом, но женская интуиция подсказала ей, что она должна уступить. Покинув место состязаний, Кали навсегда оставила город и поселилась в его окрестностях. Этот танец Шивы известен как Урдхава.

Два божественных танца в Тиллаи стали очень важным событием для его поклонников. И в результате их веры и уважения к Шиве как к Высшему Танцору они воздвигли прекрасную статую Натараджи в храме в Читамбараме.

Одним из главных подвигов Шивы как грозного бога является уничтожение Трипуры, трех городов, возведенных демонами-асурами. Преданье рассказывает, что сыновья демона Тараки добились у Брахмы разрешения построить три крепости и вскоре возвели один город на небе, другой - в воздухе, а третий - на земле. Так как эти города можно было уничтожить только выстрелом одной стрелы, демоны почувствовали себя в полной безопасности и решили покорить богов. Только Шива мог воспрепятствовать осуществлению их замысла. Он выпустил из своего лука одну стрелу, которая сожгла, как стог соломы, три крепости.

мантра Шивы  ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ

Copyright MyCorp © 2024