БРАХМА
Брахма - бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти.
Согласно Пуранам, Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. По этой причине, Брахма также известен под именем Набхиджа - "рождённый из пупа". Согласно другой легенде, Брахма родился в воде, в которую Вишну вложил своё семя, позднее превратившееся в золотое яйцо, своего рода космический зародыш. Из этого золотого яйца, Брахма был рождён как Хираньягарбха. Оставшиеся компоненты этого золотого яйца расширились и превратились во Вселенную. Так как Брахма был рождён в воде, его также называют Канджа ("рождённый в воде"). Также говорится, что Брахма является сыном Верховного Существа Брахмана, и женской энергии, известной как Пракрити или Майя.
Вскоре после сотворения Вселенной, Брахма создал одиннадцать Праджапати, которые считаются прародителями человечества.

Также говорится, что Брахма сотворил семь великих мудрецов Сапта-риши, которые оказали ему помощь в сотворении Вселенной. Все семеро мудрецов были рождены из ума Брахмы, а не из его тела. Поэтому их называют Манаса-путра, или "сыновьями, рождёнными из ума". На санскрите Сапта означает «Семь», а Риши означает «Мудрец». Считается, что Саптариши жили на протяжении определенного времени, известного как Ману или Манвантра (306 720 000 земных лет). При этом существует отличи в названиях соответствующих Саптариши. В разных источниках, таких как Брихат Самхита, Махабхарате и Яджурведе, они могут значительно отличаться.
Имена Саптариши издавна используются как названия семи звезд в созвездии Большой медведицы. В Шаталата Брахмана Брихадараньяка панишада упоминаются все семь мудрецов: Кашьяпа, Бхарадваджа, Атри, Гуатама, Джамдагни, Вашистра, Вищвамитра. Семь мудрецов описывают, кактворцов Вселеннной, создавших все живое и неживое. У каждого из них есть жены, в честь которых названы Плеяды. В ведических и пуранических текстах описывается, что Брахма только иногда вмешивается в дела других дэвов, и ещё реже в дела людей. В частности, Брахма заставил Сому отдать Тару назад её мужу Брихаспати. Он считается отцом Дхармы и Атри.
Согласно "Брахма-пуране" и другим Пуранам, в индуистской космологии Брахма рассматривается как творец Вселенной, но не как Бог. Напротив, считается что он был сотворён Богом (в его личностном аспекте Бхагавана, или в безличном аспекте Брахмана). Описывается, что продолжительность жизни Брахмы составляет 100 "лет Брахмы", которые равны 311 040 000 000 000 земных лет. После того как жизнь Брахмы подходит к концу, наступает перерыв, также продолжающийся 100 лет. После этого другой Брахма-творец заново начинает процесс творения. Этот цикл продолжается бесконечно.
Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватого цвета и одет он в красные одежды. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Говорится, что каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Вед. Брахму часто изображают с белой бородой (в особенности в Северной Индии), что символизирует практически вечную природу его существования. В отличие от большинства других индуистских божеств, Брахма не держит в своих руках какого-либо оружия. В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием гхи на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн. В другой из своих рук он держит камандалу - сосуд с водой, сделанный из металла или даже из скорлупы кокосового ореха. Вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя эфир, из которого проявились первые элементы творения. В другой из своих рук Брахма держит молитвенные четки, называемые акшамала, которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма как правило держит книги Вед, но иногда - цветок лотоса.
Четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север.
Задняя правая рука представляет ум, задняя левая рука представляет разум,
передняя правая рука - эго, передняя левая рука - самоуверенность.
Золото - ассоциируется с деятельностью; золотой лик Брахмы указывает на то, что он активно вовлечён в процесс сотворения Вселенной.
Лебедь - символизирует милость и способность различать плохое от хорошего. Брахма использует лебедя как своё средство передвижения, вахану.
Корона - корона Брахмы символизирует его верховную власть во Вселенной.
Лотос - цветок лотоса символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной.
Четыре лика - четыре лика, головы и руки олицетворяют четыре Веды: Риг, Саму, Яджур и Атхарву.
Средством передвижения, или ваханой Брахмы, является божественный Лебедь. Лебедь пользуется уважением в индийской культуре из-за его особого качества, называемого нира-кшира-вивека, или способности отделять молоко из смеси молока и воды. Лебедь олицетворяет то, что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, в каком бы положении они не оказались. Также, эта способность лебедя указывает на то, что индивид должен быть способен отделять хорошее от плохого, принимая то что имеет духовную ценность и отвергая то, что её не имеет.