|
Карма и сансара
Карма буквально переводится как
"действие", "деятельность" или "работа" и может
быть описана как "закон причинно следственной связи". Согласно
Упанишадам, сознание человека, читта или четана, представляет собой
тонко-материальный орган, который с помощью праны отражает сознание души (дживы
или атмана). Читта - это совокупность манаса (подсознательного ума), аханкары
(эго, системы представлений о себе) и буддхи (сознательного ума, воспринимающей
способности). Прана - это посредник между дживой и читтой, которая является
первым и самым тонким материальным элементом. Описывается, что джива,
насыщающая прану сознанием, находится в районе физического сердца человека.
Читта - это хранилище материального опыта индивидуума с огромным количеством
самскар (впечатлений, отпечатков) от любых действий, которые он совершает, как
на физическом, так и на умственном уровне. Накопленная в нём информация
выступает как призма, сквозь которую человек смотрит на мир. Всё, что он видит,
он сравнивает со своим прошлым опытом, таким образом воспринимая реальность в
искажённом виде. Самскары сохраняются и переносятся из жизни в жизнь в сознании
индивидуума. В каждой жизни, самскары формируют единственную в своём роде
психо-физическую природу человека, определяя его наклонности и желания,
определяя его карму. Таким образом, концепция всеобщего, нейтрального и
безошибочного закона кармы непосредственно связана с реинкарнацией, а также с
личностью индивида, его качествами и его семьёй. Карма сплетает вместе понятия
свободы воли и судьбы. Круговорот "деятельности, последствий деятельности,
рождения, смерти, и рождения заново" называется самсарой. Понятия реинкарнации
и кармы лежат в основе индуизма и различных направлений в его философии и
верованиях. В "Бхагавад-гите" утверждается:
Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так
и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.
Мир самсары обеспечивает эфемерные наслаждения,
которые поддерживают в человеке желание рождаться снова и снова ради услаждения
бренного материального тела. Освобождение из мира самсары через достижение
мокши приносит вечное счастье и умиротворение.
| |