Меню сайта |
|
|
Календарь |
« Сентябрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
Архив записей |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
Поиск |
|
|
Наши друзья |
|
|
|
| | |
| Карма
Всем дальневосточным религиям присуще очень острое чувство того, что во
Вселенной существует нравственный закон. В индуизме и буддизме он называется
кармой; это слово в переводе с санскрита означает "действие". Любое
действие человека - поступки, слова и даже мысли называется кармой. Доброе
действие создает хорошую карму, а злое - плохую. Эта карма воздействует на
будущее человека. Настоящее не только создает будущее, оно само создано
прошлым. Поэтому все беды настоящего рассматриваются буддистами как возмездие
за проступки, совершенные либо в этой жизни, либо в прошлой, поскольку буддисты
верят в реинкарнацию, перевоплощение. Реинкарнация - это доктрина, которую
разделяют индусы и буддисты. В соответствии с этим пониманием после смерти
человек рождается заново в новом теле. Таким образом, то, кем является человек
при жизни, - это результат кармы. Два первых стиха "Дхамма-пады",
излюбленного буддийского текста, обобщают сущность кармы.
То, что мы есть сегодня, порождается тем, что мы мыслили вчера, а наши
сегодняшние помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь; наша жизнь есть порождение
нашей мысли.
Если человек говорит и действует с нечистыми помыслами, страдание следует за
ним, как колесо повозки - за животным, впряженным в повозку.
То, что мы есть сегодня, порождается тем, что мы мыслили вчера, а наши
сегодняшние помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь; наша жизнь есть порождение
нашей мысли.
Если человек говорит и действует с чистыми помыслами, радость следует за ним,
как его собственная тень.
Это так же хорошо описал Геше Келсанг Гиатсо, тибетский буддийский духовный
учитель:
"Каждое действие, которое мы совершаем, оставляет отпечаток в нашей мысли,
а каждый отпечаток в конце концов приводит к последствиям. Наша мысль подобна
полю, а совершение действий подобно посеву семян на этом поле. Праведные
поступки сеют семена будущего счастья, а неправедные поступки сеют семена
будущего страдания. Эти семена находятся в покое в нашей мысли, пока не
наступает для них пора созреть, и тогда они оказывают свое воздействие".
Поэтому бессмысленно винить других в своих бедах,"ибо сам человек
совершает зло, и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам, и сам
очищает себя, Чистота и скверна связаны между собой. Одному другого не
"очистить". Будда говорил, что проблема заключается в том, что
"легко совершать неправедное и то, что принесет тебе вред, но очень трудно
совершать праведное и то, что принесет тебе пользу".
Разговаривая с обычными людьми, Будда придавал большое значение карме, страху
перед дурным рождением и надежде на хорошее рождение. Он говорил людям о том,
как гото-вить себя к хорошему рождению: жить нравственной и ответственной
жизнью, не искать счастья в преходящих материальных благах, быть добрым и
бескорыстным по отношению ко всем людям. Буддийские писания содержат
устрашающие картины адских страданий и жизни в качестве жалкого призрака.
Плохая карма имеет двоякое воздействие - человек становится несчастным в этой
жизни, теряет друзей или страдает от чувства вины и вновь рождается в
каком-нибудь жалком виде. Хорошая карма ведет к миру, покою, безмятежному сну,
любви друзей и доброму здоровью в этой жизни и к хорошему рождению после
смерти, может быть, к пребыванию в одном из небесных миров, где жизнь подобна
райской. Хотя может показаться, что учение Будды очень трудно понять, одна из
причин, по которым оно привлекает людей, - простота его языка и практичность.
Помни: есть шесть способов впустую тратить время и деньги: пьянство, ночное
бродяжничество, посещение ярмарок и празднеств, азартная игра, дурная компания
и лень.
Есть шесть причин, по которым пьянство дурно. Оно отнимает деньги, ведет к
ссорам и дракам, вызывает болезнь, ведет к дурной славе, побуждает к
безнравственным поступкам, о которых потом жалеешь, ослабляет ум.
Есть шесть причин, по которым дурно ночное бродяжничество. Вас могут избить,
ваша семья останется дома без вашей защиты, вас могут ограбить, вас могут
заподозрить е преступлениях, слухам о вас станут верить, и у вас будут
всяческие неприятности.
Посещение ярмарок и празднеств означает, что вы потратите время, думая о
музыке, инструментах, танцах, развлечениях, и забудете о важном.
Азартная игра дурна, потому что при проигрыше вы теряете деньги, при выигрыше
наживаете врагов, никто вам не доверяет, друзья презирают, и никто не пойдет за
вас замуж.
Дурная компания означает, что ваши друзья - хулиганы, пьяницы, обманщики и
преступ-ники, и могут увлечь вас на дурной путь.
Лень дурна, потому что вы тратите свою жизнь, ничего не добиваясь, ничего не
зарабатывая. Лентяй всегда может найти повод не работать: "слишком жарко
" ила "слишком холодно ", "слишком рано " или
"слишком поздно", "я слишком голоден " или "я слишком
сыт ".
Хотя нравственное учение буддизма в значительной степени похоже на этический
кодекс других религий, в основе его лежит другое. Буддисты не рассматривают
свои принципы как заповеди Высшего Бытия, которому следует подчиняться. Скорее
это указания, как следовать пути духовного роста и достичь совершенства.
Поэтому буддисты пытаются понять, как то или иное правило должно использоваться
в конкретной ситуации, а не подчиняются им слепо. Так, обычно считается, что
лгать дурно, но в определенных обстоятельствах это может оказаться оправданно -
например, когда речь идет о спасении человеческой жизни.
"То, является ли действие хорошим, дурным или нейтральным, целиком
зависит от помысла, который движет им. Добрые дела происходят от добрых
помыслов, дурные - от дурных помыслов, а нейтральные действия - от нейтральных
помыслов." / Геше Келсанг Гиатсо. "Введение в буддизм"
Таким образом, следует человек указаниям или нет, самое важное - это то, какими
побуждениями продиктовано то или иное действие, эгоистичными или бескорыстными.
Для духовного роста важны не просто сами поступки, но причины, по которым вы их
совершаете.
| |
| | |
|