|
Индуистское общество
Ашрамы
Традиционно в индуизме жизнь делится на четыре ашрама (периода или стадии).
- Брахмачарья - первый период
жизни, стадия обучения, которую ученик проводит как монах, практикуя
половое воздержание и занимаясь служением гуру, получая от него духовное
знание.
- Грихастха - семейная жизнь,
работа. В этом ашраме осуществляются пурушартхи камы и артхи. Долг
семьянина-индуиста заключается в поддержании своих родителей, детей,
гостей и святых личностей.
- Ванапрастха - уход от дел и
подготовка к полному отречению от материального мира. На этой стадии, все
материальные обязанности постепенно передаются уже взрослым детям и больше
времени посвящается духовным практикам и паломничеству в святые места.
- Санньяса - последний этап
жизни, стадия полного отречения от материального мира, которая
характеризуется аскетизмом и полным посвящением самосознанию и духовным
практикам. В этом ашраме осуществляется необходимая подготовка к моменту
смерти и достижению мокши.
Монашество
Некоторые индуисты выбирают монашеский образ жизни "санньясу" с целью
сосредоточиться на достижении освобождения или другой формы духовного
совершенства. Монахи посвящают себя аскетичной жизни, дают обет безбрачия и
прекращая всякую материальную деятельность, полностью сосредотачиваются на
духовных практиках, целью которых является осознание Бога. Монахов в индуизме
обычно называют санньяси (санньясинами), садху или свами. Женщин-монахинь
называют санньясини. Монахи пользуются огромным уважением в индийском обществе.
Они либо живут в монастырях, либо странствуют, полагаясь только на Бога в
обеспечении телесных нужд. Накормить странствующего садху, или оказать ему
какую-либо другую помощь, считается не только знаком хорошего тона но и удачей.
Такой поступок вызывает благоприятную карму, которой человек может воспользоваться
в следующем воплощении будучи монахом. В ходе своего обучения садху стремятся
относиться ко всем с уважением и состраданием, независимо от того, является ли
человек богатым или бедным. Отличительной чертой садху также является
относительная свобода от двойственности материального мира: они как правило
безразличны к похвалам и критике, наслаждению и страданию.
Варны и кастовая система
В индуизме, общество традиционно делится на четыре сословия, называемые варны,
что в переводе с санскрита означает "цвет, форма, внешность".
1. Шудры - слуги и
рабочие
2. Вайшьи - земледельцы, торговцы и предприниматели
3. Кшатрии - воины, правители, дворяне
4. Брахманы - учителя и священнослужители
Кастовая система является
неотъемлемой частью индуизма, основанной на священных писаниях. Веды,
древнейшие из писаний, обстоятельно описывают деление общества на четыре
сословия и указывают на то, что каждый человек должен реализовать себя в жизни
согласно своему характеру и наклонностям (отражённым, в частности, в ведическом
гороскопе), и выполнять свои предписанные обязанности как для своего
собственного блага, так и для блага всего общества. Принадлежность к одной из
варн зависела от качеств души человека, выраженных в наклонностях и интересах
человека.
Однако, со временем, система варн претерпела изменения и превратилась в жёсткую
кастовую систему, в которой принадлежность к одной из варн стала передаваться
исключительно по наследству и представители высших каст не давали возможности
"подняться" тем, кто принадлежал к низшим кастам. Такая деградация
изначальной концепции системы варн положила начало дискриминации, основанной на
принадлежности по рождению к той или иной варне. Категоризация каст также
даётся в "Ману-смрити". Согласно "Бхагавад-гите", принадлежность
к той или иной варне определяется в зависимости от качеств человека и
деятельности, которой он занимается. В "Бхагавад-гите" Кришна
утверждает, что система деления общества на четыре варны было создано лично им,
Богом, и ничего не говорит о кастовом делении общества по рождению.
Это также поддерживается различными историями ведических мудрецов (риши),
которые не были рождены в брахманических семьях, но стали брахманами позднее.
Например, риши Вишвамитра родился в семье кшатриев, и только позднее
прославился как великий брахмана-мудрец, что явно указывает на то, что каста не
определялась рождением. Другой мудрец, Валмики, вообще был разбойником и
находился на уровне ниже шудры, но позднее "превратился" в святого
мудреца, и написал "Рамаяну". А составитель всей ведической литературы
риши Вьяса был сыном дочери шудры-рыбака. Также, в ведические времена, для шудр
не существовало запрета на изучение Вед и на участие в религиозных ритуалах.
Такой запрет появился гораздо позднее.
На протяжении истории, многие общественные деятели и социальные реформаторы,
такие как Махатма Ганди, подвергали критике наследственную кастовую
дискриминацию приведшую к столь печальному положению индийского общества, когда
способные и талантливые люди стали вынуждены заниматься ручным трудом, а шудры и
вайшьи были допущены к управлению государством.
Ахимса и вегетарианство
Индуисты следуют принципу ахимсы (ненасилия) и уважают жизнь во всех её
проявлениях, так как верят в то, что все живые существа по своей природе
духовны и являются частичками или искрами Бога, который в одной из Своих
ипостасей как Параматма (Сверхдуша) постоянно присутствует во всех живых
существах - животных, растениях, рыбах, насекомых и даже микроорганизмах.
Термин "ахимса" упоминается в Упанишадах, в эпосе "Махабхарата",
ахимса - это также первая из ям (обетов самоограничения) в
"Йога-сутрах" Патанджали.
Из уважения к другим живым существам, многие индуисты придерживаются
вегетарианской диеты. Вегетарианство является одним из важных аспектов индуизма
- оно рассматривается как одно из средств достижения саттвического (чистого,
благостного) образа жизни. Общее количество лакто-вегетарианцев в Индии по
разным подсчётам составляет от 20 % до 42 % от числа всех жителей. Результаты
исследований также показывают, что большинство тех индийцев, которые не
являются вегетарианцами, употребляют невегетарианскую пищу крайне редко.
Следование вегетарианству также сильно зависит от социального положения и от
регионов проживания. Например, среди индийцев проживающих на морском побережье,
процент вегетарианцев гораздо меньше по причине большой зависимости от морских
продуктов. Наиболее ортодоксальные индуисты также не употребляют в пищу лук и
чеснок, которые рассматриваются как продукты, относящиеся к низшим качествам
или гунам материальной природы - раджасу и тамасу.
Абсолютное большинство индуистов-мясоедов воздерживаются от употребления в пищу
говядины. Население Индии во времена ведической цивилизации и в последующие
поколения, вплоть до наших дней, использовали и используют корову как источник
белка в форме молока и молочных продуктов, а также как поставщика удобрений и
топлива в форме коровьего навоза. Корова всегда олицетворяла в индийском
обществе фигуру матери. Индуисты почитают корову как олицетворение
бескорыстного жертвования. Убийство коров запрещено или ограничено законом во
всех штатах Индии, кроме Кералы и Западной Бенгалии.
| |