Путь домой  
                   
 центр гармоничного развития человека
Четверг, 19.09.2024, 05:55
Меню сайта

Календарь
«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Поиск

Наши друзья
Всё о развитии человека и самопознании

   Индуистское общество

Ашрамы
Традиционно в индуизме жизнь делится на четыре ашрама (периода или стадии).

  • Брахмачарья - первый период жизни, стадия обучения, которую ученик проводит как монах, практикуя половое воздержание и занимаясь служением гуру, получая от него духовное знание.
  • Грихастха - семейная жизнь, работа. В этом ашраме осуществляются пурушартхи камы и артхи. Долг семьянина-индуиста заключается в поддержании своих родителей, детей, гостей и святых личностей.
  • Ванапрастха - уход от дел и подготовка к полному отречению от материального мира. На этой стадии, все материальные обязанности постепенно передаются уже взрослым детям и больше времени посвящается духовным практикам и паломничеству в святые места.
  • Санньяса - последний этап жизни, стадия полного отречения от материального мира, которая характеризуется аскетизмом и полным посвящением самосознанию и духовным практикам. В этом ашраме осуществляется необходимая подготовка к моменту смерти и достижению мокши.


Монашество
Некоторые индуисты выбирают монашеский образ жизни "санньясу" с целью сосредоточиться на достижении освобождения или другой формы духовного совершенства. Монахи посвящают себя аскетичной жизни, дают обет безбрачия и прекращая всякую материальную деятельность, полностью сосредотачиваются на духовных практиках, целью которых является осознание Бога. Монахов в индуизме обычно называют санньяси (санньясинами), садху или свами. Женщин-монахинь называют санньясини. Монахи пользуются огромным уважением в индийском обществе. Они либо живут в монастырях, либо странствуют, полагаясь только на Бога в обеспечении телесных нужд. Накормить странствующего садху, или оказать ему какую-либо другую помощь, считается не только знаком хорошего тона но и удачей. Такой поступок вызывает благоприятную карму, которой человек может воспользоваться в следующем воплощении будучи монахом. В ходе своего обучения садху стремятся относиться ко всем с уважением и состраданием, независимо от того, является ли человек богатым или бедным. Отличительной чертой садху также является относительная свобода от двойственности материального мира: они как правило безразличны к похвалам и критике, наслаждению и страданию.


Варны и кастовая система
В индуизме, общество традиционно делится на четыре сословия, называемые варны, что в переводе с санскрита означает "цвет, форма, внешность".

1. Шудры - слуги и рабочие
2. Вайшьи - земледельцы, торговцы и предприниматели
3. Кшатрии - воины, правители, дворяне
4. Брахманы - учителя и священнослужители

Кастовая система является неотъемлемой частью индуизма, основанной на священных писаниях. Веды, древнейшие из писаний, обстоятельно описывают деление общества на четыре сословия и указывают на то, что каждый человек должен реализовать себя в жизни согласно своему характеру и наклонностям (отражённым, в частности, в ведическом гороскопе), и выполнять свои предписанные обязанности как для своего собственного блага, так и для блага всего общества. Принадлежность к одной из варн зависела от качеств души человека, выраженных в наклонностях и интересах человека.

Однако, со временем, система варн претерпела изменения и превратилась в жёсткую кастовую систему, в которой принадлежность к одной из варн стала передаваться исключительно по наследству и представители высших каст не давали возможности "подняться" тем, кто принадлежал к низшим кастам. Такая деградация изначальной концепции системы варн положила начало дискриминации, основанной на принадлежности по рождению к той или иной варне. Категоризация каст также даётся в "Ману-смрити". Согласно "Бхагавад-гите", принадлежность к той или иной варне определяется в зависимости от качеств человека и деятельности, которой он занимается. В "Бхагавад-гите" Кришна утверждает, что система деления общества на четыре варны было создано лично им, Богом, и ничего не говорит о кастовом делении общества по рождению.


Это также поддерживается различными историями ведических мудрецов (риши), которые не были рождены в брахманических семьях, но стали брахманами позднее. Например, риши Вишвамитра родился в семье кшатриев, и только позднее прославился как великий брахмана-мудрец, что явно указывает на то, что каста не определялась рождением. Другой мудрец, Валмики, вообще был разбойником и находился на уровне ниже шудры, но позднее "превратился" в святого мудреца, и написал "Рамаяну". А составитель всей ведической литературы риши Вьяса был сыном дочери шудры-рыбака. Также, в ведические времена, для шудр не существовало запрета на изучение Вед и на участие в религиозных ритуалах. Такой запрет появился гораздо позднее.


На протяжении истории, многие общественные деятели и социальные реформаторы, такие как Махатма Ганди, подвергали критике наследственную кастовую дискриминацию приведшую к столь печальному положению индийского общества, когда способные и талантливые люди стали вынуждены заниматься ручным трудом, а шудры и вайшьи были допущены к управлению государством.



Ахимса и вегетарианство

Индуисты следуют принципу ахимсы (ненасилия) и уважают жизнь во всех её проявлениях, так как верят в то, что все живые существа по своей природе духовны и являются частичками или искрами Бога, который в одной из Своих ипостасей как Параматма (Сверхдуша) постоянно присутствует во всех живых существах - животных, растениях, рыбах, насекомых и даже микроорганизмах. Термин "ахимса" упоминается в Упанишадах, в эпосе "Махабхарата", ахимса - это также первая из ям (обетов самоограничения) в "Йога-сутрах" Патанджали.

Из уважения к другим живым существам, многие индуисты придерживаются вегетарианской диеты. Вегетарианство является одним из важных аспектов индуизма - оно рассматривается как одно из средств достижения саттвического (чистого, благостного) образа жизни. Общее количество лакто-вегетарианцев в Индии по разным подсчётам составляет от 20 % до 42 % от числа всех жителей. Результаты исследований также показывают, что большинство тех индийцев, которые не являются вегетарианцами, употребляют невегетарианскую пищу крайне редко. Следование вегетарианству также сильно зависит от социального положения и от регионов проживания. Например, среди индийцев проживающих на морском побережье, процент вегетарианцев гораздо меньше по причине большой зависимости от морских продуктов. Наиболее ортодоксальные индуисты также не употребляют в пищу лук и чеснок, которые рассматриваются как продукты, относящиеся к низшим качествам или гунам материальной природы - раджасу и тамасу.


Абсолютное большинство индуистов-мясоедов воздерживаются от употребления в пищу говядины. Население Индии во времена ведической цивилизации и в последующие поколения, вплоть до наших дней, использовали и используют корову как источник белка в форме молока и молочных продуктов, а также как поставщика удобрений и топлива в форме коровьего навоза. Корова всегда олицетворяла в индийском обществе фигуру матери. Индуисты почитают корову как олицетворение бескорыстного жертвования. Убийство коров запрещено или ограничено законом во всех штатах Индии, кроме Кералы и Западной Бенгалии.


Copyright MyCorp © 2024