Меню сайта |
|
|
Календарь |
« Сентябрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
Архив записей |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
Поиск |
|
|
Наши друзья |
|
|
|
| | |
|
Философские школы индуизма.
Европейский термин "философия" в индуизме
единого и однозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколько
понятий, наиболее употребительное из них - даршана ("интеллектуальное,
духовное видение"). Обычно даршаны делятся на ортодоксальные (признающие
авторитет вед) и неортодоксальные. Основных ортодоксальных школ выделяют шесть:
санкхья и йога, ньяя и вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы -
локаята и адживика. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько
дополняли одна другую. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции
истолкования и комментирования базового текста - сутры.
Санкхья ("число, исчисление, размышление")
была весьма
популярна в древности, к XV веку ее традиция практически прекратилась. Школа
разрабатывала систему онтологического дуализма и выделяла два вечных начала:
единую и изменчивую природу-пракрити - основу мира и вечные неизменные духовные
сущности- пуруши, которые воплощаются в живых существах. При нарушении
равновесия трех сил-гун, пракрити разворачивается в целый ряд типов
сущего-таттв. Школа разрабатывала также пути духовного освобождения и способы
правильного познания. Санкхья была теоретическим фундаментом йоги - другой
ортодоксальной даршаны, которая разработала восемь стадий пути, ведущих к
духовному освобождению. Особенно большой глубины она достигла в трактовке
психологических категорий.
Ньяя ("способ, метод, рассуждение")
занималась в
основном методологией мышления, которое позже развилось в логику. В системе
традиционного индуистского образования ньяя считается одним из важнейших
предметов, наряду с грамматикой. Главным предметом рассмотрения школы вайшешика
(от вишеша "особенное") была реалистическая онтология, то есть учение
о бытии. В нем выделялись два пласта: космологический и рефлексивный. Детально
разработана также атомистическая теория материи. Общий теоретически фундамент и
сходство в теории познания привели к слиянию этих двух школ (синкретическая
ньяя-вайшешика).
Миманса ("исследование")
сложилась на гребне
брахманизма и явилась его философским осмыслением. Эта школа сыграла особую
роль в истории индуизма, так как она смогла предложить целостную трактовку
всего колоссального объема ведийских ритуалов, уделяя главное внимание при этом
вопросам философии языка.
Веданта ("завершение вед")
- одна из самых популярных
даршан возводила свое учение непосредственно к упанишадам. Она представлена
несколькими направлениями: адвайта (недвойственная) веданта, вишита-адвайта
(ограниченный недуализм) и др. Ее главные темы - соотношение абсолюта и мира,
абсолюта и человека и пути достижения мокши - освобождения от тягот бытия.
| |
| | |
|