Путь домой  
                   
 центр гармоничного развития человека
Четверг, 19.09.2024, 19:26
Меню сайта

Календарь
«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Поиск

Наши друзья
Всё о развитии человека и самопознании

Четыре Благородные истины

Первая истина

Первая истина заключается в том, что жизнь в том виде, в каком ее знает большинство существ, сама по себе неполноценна. Жизнь есть "дуккха", что обычно переводится как страдание. "Вот святая истина о страдании: рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание; соединение с немилым есть страдание, разлука с милым есть страдание, недостижение желаемого есть страдание."
Буддисты различают три формы страдания:

1. Обычное, простое страдание, подобно вышеперечисленным. Чем вдумчивее и чувствительнее человек, тем больше он осознает страдание, которое лежит в основе всего, от животных, которые охотятся друг на друга, до человека, унижающего себе подобных.
2. Второй тип страдания происходит от непостоянства жизни. Даже прекрасные вещи тленны, любимые умирают, и иногда мы так меняемся, что вещи, прежде доставлявшие удовольствие, больше не радуют. Поэтому даже люди, которые на первый взгляд обладают всеми доступными благами, на самом деле несчастны.
3. Третья форма страдания тоньше. Это чувство, что жизнь всегда несет разочарование, неудовлетворенность, дисгармонию и незавершенность. Жизнь смешена, как вывихнутый сустав, который причиняет боль при каждом движении.
Когда человек наконец осознает, что жизнь - дуккха, к нему приходит желание освободиться от страданий.


Вторая истина

Вторая истина заключается в том, что причина страданий - "танха", наша жажда или эгоистические желания. Мы хотим, хотим, хотим... без конца. Эти желания происходят от невежества. Причина таких желаний в том, что мы ослеплены. Мы думаем, что счастье можно обрести через внешние источники. "Вот Благородная истина о происхождении страдания: наша жажда приводит к возобновлению бытия, сопровождается удовольствием и жадностью, ищешь наслаждения то тут, та там, иными словами, это жажда чувственных переживаний, жажда вечной жизни, жажда забвения."
Будда выделил шесть основных присущих людям заблуждений:

1. Невежество - непонимание природы циклического существования и закона причины и следствия.
2. Алчность - стремление к удовлетворению чувственных потребностей, излишняя привязанность к предметам и людям, которых мы находим прекрасными.
3. Гнев - самое большое препятствие на пути к просветлению, ибо разрушает со-стояние гармонии как в душе человека, так и в мире.
4. Гордость - чувство превосходства над другими.
5. Сомнение - недостаточная вера в цикличность существования и карму, что становится препятствием на пути к просветлению.
6. Доктрина заблуждения - твердое следование представлениям, которые приносят страдания себе и другим


Третья истина

Определив причину страдания и избавившись от нее, мы сможем сами прекратить страдания."Вот Благородная истина о прекращении страдания: безостаточное исчезновение и прекращение, уничтожение, отход и отказ от жажды."
Будда учил, что, поскольку он смог это сделать, мы тоже можем преодолеть страдания, избавиться от жажды и невежества. Для того чтобы достичь этого, нам необходимо отказаться от жажды, отбросить заблуждения. Никакое счастье невозможно, пока мы не освободимся от рабства желаний, Мы печальны, потому что стремимся к вещам, которых у нас нет. И таким образом становимся рабами этих вещей. Состояние абсолютного внутреннего покоя, которого человек достигает, преодолев власть жажды, невежества и страдания, буддисты называют нирваной. Часто говорят, что состояние нирваны нельзя описать, а можно только испытать - рассказывать о ней все равно что говорить со слепым о красках. По характеру Будды можно сказать, что человек, достигший нирваны, остается живым, счастливым, энергичным, никогда не пребывает в апатии или скуке, всегда знает, как правильно поступить, по-прежнему чувствует радости и страдания других людей, но сам не подвержен им.


Четвертая истина, или Восьмеричный путь

Четвертая истина - это практический метод, с помощью которого можно бороться с жаждой и невежеством и прекратить страдания. Это целый образ жизни, называемый Срединным путем, или Благородным Восьмеричным путем. Следуя этому пути самодисциплины, мы можем преодолеть свой эгоизм, стать бескорыстными людьми, живущими но благо других. "Вот Благородная истина о том, как избавиться от страдания: это Благородный Восьмеричный путь, который состоит из праведного знания, праведных намерений, праведной речи, праведных поступков, праведного образа жизни, праведного усердия, праведных мыслей и праведного созерцания."
Этот образ жизни может быть сведен к упражнениям в трех областях:

  • Нравственная дисциплина,
  • Созерцание,
  • Мудрость.


Нравственная дисциплина - это решимость избавиться от всех дурных поступков и успокоить жажду, обуревающую ум. Преодолев это, нам будет легче углубиться в созерцание, ведущее к достижению внутреннего покоя. А когда разум находится в покое, мы можем преодолеть свое невежество.


1. Праведное знание

Поскольку страдание происходит от неправильной жизненной философии, спасение начинается с праведного знания. Это означает, что мы должны принять учение Будды - его понимание человеческой жизни и Четыре Благородные Истины. Не приняв сути уче-ния, человеку нет смысла следовать Пути.

2. Праведные намерения

Мы должны обрести правильное отношение к жизни, видя свою цель в просветлении и бескорыстной любви ко всему сущему. В буддийской этике о поступках судят по намерениям.

3. Праведная речь

Наша речь - отражение характера и путь к его изменению. Словами мы можем оскорбить или, наоборот, помочь кому-то. Неправедная речь - это ложь, сплетни, брань и суесловие. В жизни мы гораздо чаще приносим людям боль своими необдуманными словами, чем какими-то другими действиями. Праведная речь включает полезный совет, слова утешения и поддержки и т.п. Будда часто подчеркивал ценность молчания в тех случаях, когда нет возможности сказать что-то полезное.

4. Праведные поступки

Изменяя свои поступки, мы должны стать в первую очередь бескорыстными и милосердными. Это раскрывается в Пяти заповедях, нравственном кодексе буддизма.

Первая заповедь - не убивать не только людей, но и другие живые существа. Поэтому большинство буддистов - вегетарианцы.
Вторая - не красть, потому что это нарушает сообщество, частью которого является каждый.
Третья - воздерживаться от половой распущенности. Будда считал половое влечение самым сильным и неконтролируемым. Поэтому отношение Будды к женщинам таково: "Она стара? Относись к ней, как к матери. Он почтенна? Считай ее сестрой. Она низкого звания? Относись к ней, как к младшей сестре. Она дитя? Относись к ней с почтением и вежливостью".
Четвертая - избегать лжи. Буддист предан истине, так как ложь предает самого лгущего и других людей и вызывает страдания.
Пятая - воздержание от алкоголя и наркотиков. Буддист старается достичь контроля над желаниями своего тела, разумом и чувствами, а алкоголь и нар-котики препятствуют этому.


Помимо запретов буддизм поощряет добродетели - радость от простой жизни, отказ от материальных забот, любовь и сострадание ко всему сущему, терпимость.

5. Праведный образ жизни

Будда говорил о том, как следует жить, не причиняя другим вреда. Занятия человека не должны мешать ему соблюдать нравственный кодекс. Поэтому Будда осуждал работорговлю, проституцию, изготовление оружия и опьяняющих веществ, таких, как наркотики и алкоголь. Необходимо искать себе такие занятия, которые служили бы благу других людей.

6. Праведное усердие

Духовный рост начинается с того, что человек осознает как хорошие, так и плохие стороны своего характера. Чтобы следовать пути духовного совершенствования, человек неизбежно должен прилагать усилия, не позволяя новым дурным помыслам входить в его душу, изгоняя оттуда уже имеющееся зло, взращивая в себе добрые помыслы и совер-шенствуясь. Это требует терпения и упорства.

7. Праведные мысли

"То, что мы есть, порождается тем, о чем мы думаем". Поэтому важно уметь подчинять себе свои мысли. Разум человека не должен повиноваться любым случайно возникшим мыслям и рассуждениям. Поэтому буддисты прилагают немало усилий к тому, чтобы лучше осознавать себя - свое тело, ощущения, чувства и мысли, что помогает развитию самоконтроля.

8. Праведное созерцание

Достичь праведного созерцания можно при помощи медитации. Цель медитации заключается в том, чтобы привести дух в состояние, в котором он может воспринимать истину и достигать мудрости.
Copyright MyCorp © 2024