|
Цели человека.
В
классической философии индуизма описываются две основные жизненные дхармы
(жизненных долга) человека: грихастха-дхарма и санньяса-дхарма. В грихастха-дхарме,
или дхарме семейного человека, присутствуют четыре основных цели, называемые
пурушартхи:
1. Артха - материальное благосостояние и успех
2. Кама - чувственные наслаждения
3. Дхарма - правильная деятельность, выполнение своего
предписанного долга в согласии с наставлениями священных писаний
4. Мокша - освобождение из самсары
Артха и кама являются законными целями и
считаются важными составляющими потребностей всякого человека, однако они
уступают по значимости двум другим целям жизни: дхарме - правильному поведению;
и мокше - освобождению от цикла нескончаемых перерождений.
Дхарма (путь). Основополагающей среди этих целей жизни, с которой
координируются остальные, является дхарма. Наряду с нравственностью и
правильным поведением это понятие означает также качество и долг. Дхарма вечна
и неизменна. Кроме того, она конкретна. Все сущее - как одушевленная природа,
так и неодушевленная - с начала миросозидания получает свою дхарму. Дхарма
золота - это желтый цвет и блеск, дхарма тигра - его свирепость и плотоядность.
Дхарма человека (манава-дхарма) соответствует правилам поведения,
приличествующим каждому индивиду. Сюда входит уважение к священнослужителям и
священным текстам, правдивость, отказ от насильственного лишения жизни,
совершение добродетельных поступков и почитание богов. В зависимости от своего
положения в жизни человек обязан следовать также и другим дхармам. Он обязан
соблюдать нормы, признанные его страной, племенем, кастой, кланом или семьей. У
мужчин, женщин, стариков, молодых, правителей и простолюдинов - разные дхармы;
по сути дела, своя дхарма существует для каждой крупной социальной группы. При
возникновении конфликта между двумя дхармами, иначе говоря, если долг в
отношении одной группы вступает в противоречие с долгом в отношении другой,
интересы меньшей группы (например, семьи), приносятся в жертву интересам
большей (например, касты).
По распространенному убеждению, неукоснительное следование дхарме есть
наилучший способ улучшить свое положение в грядущих жизнях. В Бхагавадгите говорится:
"Лучше исполнить собственный долг [дхарму], пускай и несовершенно, нежели
хорошо исполнять чужой долг".
Мокша (освобождение). Индуисты видят будущее своих душ только в
повышении статуса их последующих воплощений, однако чрезвычайно влиятельная прослойка
представителей "философского индуизма" рассматривает будущее в
контексте мокши - полного освобождения души от череды перевоплощений.
Понятие Мокши различными направлениями индуизма понимается по разному:
- Осознание своего единства с
Богом
- Осознание своих вечных
взаимоотношений с Богом и возвращение в Его обитель
- Достижения чистой любви к Богу
- Осознание единства всего бытия
- Осознание своего истинного
"Я"
- Достижение совершенного
умиротворения
- Полная свобода от материальных
желаний
Достигнув конечной цели человеческого
существования, индивидуум освобождается из самсары, таким образом прекращая
цикл перевоплощений. Адвайта-веданта утверждает, что после достижения
освобождения (мокши), атман прекращает своё существование как индивидуальность
и сливается с безличным Брахманом преобретая тем самым качества личности.
В разные периоды своей истории философский индуизм предлагал различные методы
достижения мокши. Все они рассматриваются как равноценные пути (марги) к
спасению, однако наибольшее распространение и санкционирование священными
текстами получили три из них.
Путь деяний (карма-марга)
есть самый простой, он ближе всего к
доктрине дхармы. Карма-марга ведет к спасению через поступки и деяния,
соответствующие положению, которое человек занимает в жизни. Но все поступки
должны совершаться бескорыстно, без стремления к удовлетворению личных желаний.
Такая жизнь ведет к отрешению от собственного "Я" и к единению с
Брахманом.
Путь любви (бхакти-марга)
приводит к спасению через безграничную
преданность богу. В качестве объекта этой преданности часто выступает бог Вишну
или Брахма. Беспредельная преданность сближает верующего с Брахманом
(манифестацией которого является бог), она позволяет человеку прозревать
единство всего сущего в Брахмане.
Путь знания (джняна-марга)
- самый утонченный и трудный путь к
спасению. Он требует непосредственного прозревания наивысшей истины Вселенной -
единства Брахмана и атмана. Прозрение может наступить после долгого периода
духовного и физического воздержания, предполагающего отказ от всех земных
привязанностей и долгих аскетических и медитативных упражнений.
Санньяса-дхарма
, или дхарма тех, кто принял отречённый образ
жизни, признаёт, но не использует каму, артху и дхарму, полностью
сосредотачиваясь на освобождении (мокше). Те, кто следует грихастха-дхарме,
рано или поздно также достигают этой стадии. Некоторые, однако, приходят к
санньяса-дхарме немедленно, независимо от того, на каком этапе они находились
перед этим.
| |